+7 (495) 212-07-78
ФлагиГлавнаяКонтакты

История павловопосадоского платка

Павловопосадский платок является символом СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ традиционной культуры СЃ РґР°РІРЅРёС… времен. Р’ РЅР°С‡Р°Р»Рµ девятнадцатого века платок крепко закрепился РІ РїРѕРІСЃРµРґРЅРµРІРЅРѕРј быту разных слоев СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ социума, Рё СЃС‚ал неизменной частью СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ национальной одежды вЂ” сначала РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕР№, Р° РЅРµРјРЅРѕРіРѕ позже купеческой Рё РєСЂРµСЃС‚СЊСЏРЅСЃРєРѕР№.

Датой основания производства павлопосадских платков считается 1795 РіРѕРґ, Р° РІ РєРѕРЅС†Рµ 1850-С… РіРѕРґРѕРІ павловопосадские платки начинают создаваться РІ РЅРµР±РѕР»СЊС€РѕРј РїРѕРґРјРѕСЃРєРѕРІРЅРѕРј РіРѕСЂРѕРґРµ Павловском Посаде, РЅР° РїСЂРµРґРїСЂРёСЏС‚РёРё, принадлежавшем купцам РЇРєРѕРІСѓ Ивановичу Лабзину Рё Р’асилию Ивановичу Грязнову. РќР° РїСЂРѕС‚яжении всего XIX РІ. набойка шалей осуществлялась только вручную. РЈР·РѕСЂ РЅР° С‚кани наносился РїСЂРё помощи деревянных резных РґРѕСЃРѕРє РґРІСѓС… РІРёРґРѕРІ вЂ” «цветы» Рё В«РјР°РЅРµСЂС‹В». «Цветы» вырезали РёР· РґСЂРµРІРµСЃРёРЅС‹, РїСЂРё помощи РЅРёС… РЅР° С‚каневую РѕСЃРЅРѕРІСѓ наносились краски, причем для каждого цвета требовалась отдельная РґРѕСЃРєР°. Контуры СЂРёСЃСѓРЅРєРѕРІ набивались «манерами», изготовление которых было очень трудоемким делом: СѓР·РѕСЂ РЅР° РґСЂРµРІРµСЃРёРЅРµ прижигался РЅР° РЅРµРєРѕС‚РѕСЂСѓСЋ глубину Рё РїРѕС‚РѕРј заливался свинцовым наполнителем.

Поскольку изготовление «цветок» Рё В«РјР°РЅРµСЂВ» РЅР° РІРµР»РёС‡РёРЅСѓ всего платка было невозможно, СЂРёСЃСѓРЅРѕРє разбивали РЅР° С‡Р°СЃС‚Рё, РѕС‚ 4 РґРѕ 24 РІ больших шалях СЃ РѕС‡РµРЅСЊ сложным Рё СЂР°Р·РЅРѕС†РІРµС‚ным СѓР·РѕСЂРѕРј СЃ Р±РѕР»СЊС€РёРј количеством элементов. Эти шали обладали зачастую очень сложным колоритом вЂ” РѕС‚ С€РµСЃС‚надцати цветков Рё Р±РѕР»СЊС€Рµ. Поэтому для набойки платка требовалось РїРѕСЂРѕР№ более 400 наложений РґРѕСЃРѕРє. Определенная сложность заключалась РІ РѕР±СЏР·Р°С‚ельном совмещении отдельных частей СѓР·РѕСЂР°. Р РёСЃСѓРЅРєРё, как правило, были очень устойчивы, Рё РЅР°Р±РёРІРЅС‹Рµ РґРѕСЃРєРё РїРѕСЂРѕР№ использовали десятки лет, РїСЂРё необходимости подновляя или повторяя.

Р’ 1870–1880-Рµ РіРѕРґС‹ РІ РґРµРєРѕСЂРµ павловопосадских шалей наряду СЃ РІРѕСЃС‚очным или турецким СѓР·РѕСЂРѕРј широко применяли «цветочную» орнаментику, Р° С‚акже мотивы орнамента Рё СЃС‚иля предыдущих СЌРїРѕС…: СѓР·РѕСЂС‹ стилистически напоминающие ветви деревьев, разнообразные завитки, ленты всех фасонов РІ СЃР»РѕР¶РЅРµР№С€РёС… комбинациях Рё СЂР°Р·РІРѕСЂРѕС‚ах. Эти РіРѕРґС‹ смело можно назвать временами Р±СѓСЂРЅРѕРіРѕ расцвета павловопосадского стиля платочной мануфактуры. Именно РІ СЌС‚РѕС‚ период мануфактура награждается важными наградами вЂ” медалями всероссийских выставок 1870 Рё 1882 РіРѕРґРѕРІ. Постепенно РїСЂРё набойке платков начинают использоваться СЏСЂРєРёРµ анилиновые красители, позволяющие воспроизводить насыщенные РїРѕ С†РІРµС‚Сѓ платочные композиции. Павлопосадские платки становятся более доступными Рё РЅР°С…РѕРґСЏС‚ широчайшее применение Р·Р° РїСЂРµРґРµР»Р°РјРё РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРёС… Рё РєСѓРїРµС‡РµСЃРєРёС… социумов РІ РјРµС‰Р°РЅСЃРєРѕР№ Рё РєСЂРµСЃС‚СЊСЏРЅСЃРєРѕР№ среде. Конец 19-РіРѕ — начало 20-РіРѕ века возможно охарактеризовать как время завершения формирования стилистики платка Павловского производства. Особенной известностью РІ СЌС‚РѕС‚ период пользовались платки РґРІСѓС… разновидностей: первая изготавливалась РёР· С‚ончайшей почти прозрачной шерсти, для изготовления которой использовались шелковые РїСЂРѕСЃРЅРѕРІРєРё. РЈР·РѕСЂС‹ такой шали набивались РЅР° РєСЂРµРјРѕРІС‹С… или разноцветных грунтах, наиболее распространенными цветами были красный Рё С‡РµСЂРЅС‹Р№. РЈР·РѕСЂС‹ содержали объемные изображения листьев Рё С†РІРµС‚РѕРІ, букетов, различных гирлянд, зачастую расположенных РїРѕ РєСЂР°СЋ платка или шали. Вторая разновидность павловопосадских платков изготавливалась РёР· РѕС‡РµРЅСЊ плотных шерстяных тканей. Отличительной чертой этого стиля служит характер набоек, колорит Рё С†РІРµС‚овые решения, основанные РЅР° СЃРѕС‡РµС‚аниях небольшого количества СЏСЂРєРёС… Рё СЃРѕС‡РЅС‹С… красок главенством красного Рё Р±Р°СЂРґРѕРІРѕРіРѕ цвета Рё РєРѕР»РѕСЂРёС‚ный, Р±СЂРѕСЃРєРёР№ СЂРёСЃСѓРЅРѕРє. Цветы Рё Р±СѓРєРµС‚ные композиции РЅР° С‚аких платках, как правило, обрамлены РІ СЂР°Р·РЅРѕРѕР±СЂР°Р·РЅРѕР№ формы орнаменты РёР· РІС‹С‚янутых элементов декора Рё РґРѕРїРѕР»РЅРёС‚ельно расположенными РІ РєРѕРјРїРѕР·РёС†РёРё платка или шали орнаментами РёР· РіРµРѕРјРµС‚рических элементов или полос дополненных цветочными композициями Рё РіРёСЂР»СЏРЅРґР°РјРё. Акцент переносится РЅР° СѓРіР»РѕРІС‹Рµ области шали Рё РїР»Р°С‚РєР°, СѓР·РѕСЂС‹ заполняют практически РІСЃСЋ площадь шали, СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕР№ остается только небольшой участок РІ С†РµРЅС‚СЂРµ.

РЎ 1970-С… РіРѕРґРѕРІ значительная часть платков набивается РЅРµ РґРµСЂРµРІСЏРЅРЅС‹РјРё формами, Р° СЃ РїРѕРјРѕС‰СЊСЋ специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. Печать РїРѕ С€Р°Р±Р»РѕРЅСѓ позволяет наносить неограниченное количество цветов, получать РЅР° С‚кани тонкий изящный контур, весьма точно совмещать отдельные элементы СЂРёСЃСѓРЅРєР°, облегчает контроль Рё РїРѕРІС‚оряемость цвета, что РІ С†РµР»РѕРј значительно снижает брак печати. Посредством печати РїРѕ С€Р°Р±Р»РѕРЅСѓ выпускаются шали Рё РїР»Р°С‚РєРё СЃ РєРѕР»РёС‡РµСЃС‚РІРѕРј красок РґРѕ 23, РїРѕ СЃРІРѕРµРјСѓ внешнему РІРёРґСѓ Рё РєР°С‡РµСЃС‚РІСѓ значительно превосходящие изделия, печатаемые ранее методом набойки СЃ РїРѕРјРѕС‰СЊСЋ «цветок» Рё В«РјР°РЅРµСЂВ».